С дымком!

Несколько советов как снять аппетитное блюдо, от которого идет пар
Читать

Фуд-фотография: советы, трюки и техники, которые позволят вам запечатлеть на фотографии пар, идущий от блюда

Прежде всего, я должен сказать о том, что сегодня меня уже не так часто просят создать естественный пар, поднимающийся вверх от блюда. В эпоху цифровых технологий, можно легко отретушировать фото и “добавить” нужные элементы. Человек, занимающийся ретушью фото может легко дорисовать пар там, где это необходимо, соблюдя при этом все необходимые пропорции. Если создавать пар приходится “вручную”, то все, что остается фуд-фотографу – это приложить все усилия для того, чтобы фотография выглядела максимально естественно. Кстати, отретушированные фото, зачастую, выглядят довольно естественно.

Фотограф может или успешно создать пар и сделать отличную фотографию, или нет. Тут не может быть гарантий. Все дело в том, что процесс создания фотографии блюда, от которого идет пар, связан с множеством трудностей и вещей, которые трудно держать под контролем. Конечно же, огромное значение имеет температура самого блюда, а также температура в помещении, где проводится съемка. Все же, есть определенные трюки, при помощи которых вы можете как создать необходимые условия для съемки, так и создать необходимый эффект на самой фотографии. Эти трюки позволят вам, с наибольшей вероятностью, “поймать” удачный кадр пара.

Условия в студии, где проводится съемка

В процессе съемки в студии сложнее всего работать с потоком ветра. Даже небольшой ветерок, идущий от кондиционера или обогревателя, очень сильно повлияет на форму и направление пара. Даже самые мелкие корректировки, внесенные фуд-стилистом в общую композицию, приведут к тому, что форма пара изменится. Иногда получается так, что эти мелкие корректировки, положительно сказывающиеся на общем виде композиции, являются результатом “счастливой случайности”. Однако, в большинстве случаев, такого не бывает. Как бы то ни было, подобные “манипуляции” очень редко удается повторить вновь. Иными словами, если вам удалось создать такие условия, при которых фотография, которая у вас получилась, действительно идеальна, маловероятно, что вы сможете “воссоздать” их в рамках последующих съемок, чтобы получить точно такой же эффект на фотографии.
Для того, чтобы у вас получилась прекрасная фотография, на которой запечатлен пар, вам необходимо обратить внимание на 3 вещи – сам пар, фон, на котором вы его снимаете, и контровой свет.

Темный фон

Я уже и не вспомню всех случаев, когда арт-директоры просили меня запечатлеть пар на фотографии с белым фоном. Только подумайте, о чем они меня просили. Пар имеет белый цвет. Кроме того, у него нет четкой формы. Следовательно, очевидным кажется тот факт (по крайней мере, этот факт очевиден для фотографа), что выделить что-то белое на белом фоне невозможно. Иногда, это возможно, но только не в том случае, когда речь идет о паре. Вы наверняка видели фотографии людей, одетых в белую одежду, которые были сделаны на белом фоне, или фотографии белых яиц, которые также сделаны на белом фоне, не так ли? Собственно, вполне естественным кажется следующий вопрос:

“Почему же белые яйца можно отделить от белого фона, а пар нельзя?”

Все просто. У яйца есть четкий контур, который мы видим. Пар – это нечто воздушное. Поэтому у него просто не может быть четкого контура.

pho-bo, фуд-фотограф, фуд-стилист. фотосъемка еды

pho-bo, фуд-фотограф, фуд-стилист. фотосъемка еды

Фото №1: Обратите внимание на то, как пар выделяется на темном фоне. Если бы фотография была сделана на белом фоне, то пар просто “слился” с ним, и вы бы его даже не заметили

Проблемы с тем, чтобы отделить фон от пара, как правило, возникают тогда, когда вам приходится снимать пар на светлом фоне. Лучший способ решить эту проблему – это выбрать более темный фон.

Допустим у вас есть предмет, который вы должны снимать на фоне такого же цвета, что и сам предмет. Для того, чтобы отделить предмет от фона, вам необходимо направить свет на предмет так, чтобы этот предмет стал ярче фона. Вам нужен контраст. В случае, если вы снимаете что-то, что не имеет четкого контура (например, пар) вы не сможете отделить его от белого фона. Все дело в том, что у пара нет контура, направив свет, на который, вы бы создали контраст. Именно поэтому при съемке пара необходимо, чтобы фон был темным. На темном фоне вы его увидите. Обратите внимание на фото вверху, на котором крупным планом изображены овощи, от которых вверх поднимается пар. Пар поднимается от початков кукурузы, “затрагивает” кое-где белую пиалу и идет выше. Вы не можете видеть пар в тех местах, где он “касается” пиалы, не так ли? Примерно тоже самое (только намного хуже) было бы, если бы вы снимали пар на белом фоне. На этом фото, по крайней мере, участки пиалы ярко-белого цвета находятся как бы в тени.

Пар

Заметьте, я не сказал, что вам нужен жар. Я сказал, что вам нужен пар. Большинство начинающих фотографов думают, что для того, чтобы удачно заснять пар, необходимо, чтобы предмет был расположен на поверхности, позволяющей ему оставаться горячим. Такое редко возможно. Иногда возможно сохранить предмет достаточно горячим. Однако, в большинстве случаев, это не удается. В большинстве случаев, пар приходится создавать искусственно потому, что расположить все предметы композиции за короткий период времени (пока блюдо не остыло) так, чтобы общая картина понравилась, довольно трудно. Как правило, пар создают либо при помощи отпаривателя, либо при помощи иного предмета, который создает пар (например, сигарета или дымовая шашка).
Посмотрите на еще одно фото блюда из кукурузы внизу. Если вы думаете, что мы просто сложили горячие ингредиенты блюда в пиалу, а затем сразу сделали снимок, то вы глубоко ошибаетесь. Прежде чем снимать, мы занялись самой композицией. Если какой-то из початков кукурузы лежал не совсем правильно, его поправляли. Обратите внимание на то, что на фото не видно “попок” каждого из початков (видно лишь верхнюю часть). Посмотрите на форму верхней части каждого из початков. Она практически идеальна. Кажется, что кукурузинки на верхней части початков вот-вот отвалятся от самого основания. Это создает очень интересный эффект на “поверхности” блюда. Конечно же, такие “мелочи” – это результат кропотливой работы. Фуд-стилисту наверняка пришлось потратить не менее получаса на то, чтобы расположить все именно так, как было нужно арт-директору. Естественно, спустя такой промежуток времени блюдо остынет.

фуд фото

пар кофе машина, горох

Фото №2: Время от времени мы обрызгивали овощи водой, чтобы они не были сухими

Что же мы сделали? Мы решили создать пар при помощи отпаривателя. На самом деле, мы просто взяли кофемашину и “сделали” из нее своего рода отпариватель. Фуд-стилист направлял на кукурузу пар и ждал примерно секунд 20. Затем он убирал наш “отпариватель” в сторону, и я начинал снимать. Мы повторяли этот процесс до тех пор, пока нам не удалось сделать кадры, которые нам действительно понравились. Мы сделали примерно 30-50 снимков каждого ингредиента. На каждом снимке количество пара было разным.

По мере съемки, мы “изобрели” несколько “трюков”. Один из них заключался в том, что мы не направляли пар на ту часть блюда, которая находится спереди. Если так делать, то пар просто “закрывает” собой кукурузу. Это плохо, потому что покупатель любит, чтобы на продукт на картинке был четко виден. Именно поэтому мы направляли пар в середину блюда или на ту его часть, которая находится сзади. Еще один аспект, с которым мы экспериментировали – это период времени, в течение которого мы направляли пар на блюдо. По мере процесса съемки, кукурузные початки, под воздействием пара, становились горячими. Это позволило нам, постепенно, сократить период времени, в течение которого овощи подвергались паровой обработке. Мы также экспериментировали с площадью поверхности, от которой пар поднимался вверх. Мы поняли, что для того, чтобы фото выглядело естественно, большее количество пара должно находится непосредственно над серединой блюда. Иными словами, количество пара над всей поверхностью блюда не должно быть одинаковым. Путем проб и ошибок мы также выяснили и то, что для придания фото большей естественности, необходимо, чтобы пар кое-где как бы растворился в воздухе, “плыл” в нем. Если на фото будет слишком много пара, оно не будет выглядеть естественно. Поэтому, прежде чем сделать снимок, мы ждали, чтобы пар немного “расплылся” в воздухе. Так он становился менее густым. Это также позволило нам избавиться от “облачков” пара, возникавших тогда, когда фуд-стилист убирал отпариватель из-под “прицела” фотокамеры.

 

Контровой свет

Последнее, о чем вам необходимо позаботиться для того, чтобы сделать отличное фото с паром, — это контровой свет. Без этого света вы никогда не сможете сделать так, чтобы ваш пар выглядел естественно на фотографии. Этот свет, “проходя” через пар, как бы заставляет его “светиться”. При создании фотографий, которые вы можете видеть ниже, я использовал 2 источника света. Они были установлены сзади. Главный источник света был установлен справа от блюда, а источник контрового света был установлен слева. Вы можете не понять этого исходя их фотографий, которые можете видеть, но факт заключается в том, что источник контрового света, имеет такую же высоту, что и пиала, в которой лежит кукуруза. Такая высота позволила сделать так, что свет не попал на овощи, а был направлен исключительно на пар, клубящийся над блюдом. Я установил экран для регулирования освещения, который позволил мне сделать так, чтобы контровой свет не попадал ни на задний фон, ни на пиалу. Он освещает лишь сам пар и несколько кукурузинок, которые лежат на самом верху.

кукуруза без контрового источника

кукуруза без контрового источника

Фото №3: Этот снимок сделан в тот момент, когда мой источник контрового света не сработал. Обратите внимание на то, какой эффект этот свет создает на фотографии


Фото №4: Обратите внимание на эффект, который создает контровой свет, попавший на грани некоторых кукурузинок

Насколько ярким должен быть контровой свет? Это вопрос, ответ на который вы можете узнать только методом проб и ошибок. Снимайте и меняйте то, что вам не нравится. Именно в этом и заключается одно из самых больших преимуществ цифровых фотокамер. Вы можете сделать столько фотографий, сколько нужно для того, чтобы получить идеальный кадр (и вы не будете вынуждены платить за испорченную пленку). Во времена “мыльниц” вам бы пришлось сделать множество фотографий. Скорее всего, для того, чтобы получить идеальный кадр, вам бы пришлось сделать 100 фотографий (а не 30, как, например, сегодня). Если вы снимаете на цифровую фотокамеру, у вас есть возможность сразу увидеть фото, которое у вас получилось. Когда вы поймете, что “поймали” тот самый кадр, вы сразу же объявите об окончании съемки. С “мыльницами” все было иначе. Прежде чем увидеть фотографии, нужно было проявить пленку. Следовательно, для того, чтобы быть уверенным в том, что у вас действительно получилось несколько хороших снимков, вам пришлось бы наснимать их очень и очень много (и даже так, у вас бы не было никакой гарантии, поскольку фото еще нужно было бы проявить). Используя цифровую камеру, вы сразу видите, что у вас получается, а вот с “мыльницами” на это оставалось только надеяться.

Схема освещения

На данной схеме вы можете видеть, как были установлены источники освещения на той моей фотосессии. Главный источник света – проектор с линзой Френеля толщиной в 10 см. Блики падают под углом на 2:00 часа. Сам источник установлен довольно высоко, так, чтобы свет падал точно на пиалу. Блики, создаваемые контровым источником света, падают под углом на 11:00 часов, сам источник установлен намного ниже, чтобы свет, исходящий от него, не слишком сильно “задевал” овощи. Экран установлен так, чтобы контровой свет попадал исключительно на кукурузинки и пар. Зеркало позволяет направить свет на ту часть блюда, которая находится в тени. Свет, исходящий от 2-х прожекторов узконаправленного света (установленных за камерой), рассеивается за счет кусочка шелковой ткани размером 10×10 см. Это позволяет сделать так, что свет, заполняющий фото, кажется максимально естественным.